Слуцк. Культура и образование.

    В настоящее время это учебное заведение известно как гимназия №1 города Слуцка и, что примечательно,находится она там же, где когда-то начинала свою работу. Возраст у неё солидный, через определённое время она отметит четыре столетия. На постсоветском пространствестаршеСлуцкой гимназии только Виленский (Вильнюсский) университет. А в Беларуси этому учебному заведению по возрасту просто нет равных. Чем не чудесный повод о ней рассказать?

    Высокий уровень образования стал причиной известности Слуцкой гимназии и в стране, и за её границами. Здесь, кроме богословских, значительную долю занимали общеобразовательные предметы, во время обучения решались просветительские проблемы. Её деятельность навсегда останется яркой страницей в истории педагогического дела нашей страны. Интересно, что всемирно известный чешский педагог-гуманистЯн Амос Каменский открыл свою школу несколько позже слуцкой. Потому, вероятно, известному педагогу было что перенять и у своих слуцких коллег.

    Кальвинистское учебное учреждение уже в XVII веке завоевало известность и славу далеко за границами Беларуси как «Слуцкие Афины», как «Образцовая Слуцкая гимназия». И она смогла сделать это только потому, что возле её колыбели стояли выдающиеся педагоги своего времени.

    Учителя Андрей Добранский, Андрей Музоний, Рейнгальд Адами и другие основатели Слуцкой школы – авторы статута и пособий – были педагогами европейского уровня. К слову, по пособию по риторике, созданном Рейнгальдом Адами, позже учился Михаил Ломоносов. Гимназистами, в соответствии со статутом, могли стать практически все способные подростки, независимо от вероисповедания и социального происхождения.В обучении использовались лучшие известныеметодики того времени, были и такие, которые бы сегодня ни в коем разе не применялись в педагогике. Например, чтобы заинтересовать учеников лучше и глубже знать латинский язык, который тогда являлся языком науки, на протяжении двухсот пятидесяти лет в Слуцкой школе за дополнительное изучение латинских текстов ученики получали пиво. Гимназист за день мог заработать два стакана.

    Исследователь Яков Порецкий в Ленинграде отыскал «Статут Слуцкой школы», который был издан в Любче в 1628 году. На основе этого источника учёный доказывает, что в начале XVII века центр гуманистической педагогической мысли, по сути, переместился из Западной Европы в Слуцк. Определённо, такое утверждение – не преувеличение. Недаром же появилось название «Слуцкие Афины». В стенах школы каждому не только давали большой объём знаний, но и учили по-настоящему мыслить. При этом умело использовался диалог учителя с учеником. А именно его как плодотворную форму обучения ввёл Платон в своей знаменитой Афинской академии.

    В делах просвещения большое значение имела Слуцкая типография. Появилась она в 1672 году по инициативе князя Богуслава Радзивилла (1620-1669). Но действительным основателем и опекуном её стал назначенный князем губернатор Слуцкого и Копыльского княжеств Казимир Клокоцкий (1625-1684), который являлся и переводчиком произведения П.Рико «Монархия Турецкая» с французского языка на польский. Написанная английским посланником в Турции, книга рассказывает про незнакомую в то время европейцам страну. Книга была издана в Слуцкой радзивилловской типографии в 1678 году. Это было богато иллюстрированное подарочное издание, иллюстрации для неё делал в Могилёве Максим Ващенко (2-я пол.XVIIв.-1708), белорусский художник-график, магистр наук, основатель могилёвской школы гравюры. Из типографии вышли книги по военным вопросам, художественные произведения, переводы с французского и немецкого языков, мемуары, календари, заметки путешественников. Самый большой тираж был тогда у «Букваря» - 3 389 экземпляров. Видимо, это было пособие по белорусскому языку, который являлся государственным языком Великого Княжества Литовского.

    После смерти князя Богуслава Радзивилла много помогала слуцким протестантам его дочь Людвика Каролина (1667-1695), которая жила в Германии. За её счёт многие способные выпускники гимназии продолжали учёбу в университетах Западной Европы и Кёнигсберга. В их числе был и Илья Капиевич (1651-1714), который после окончания слуцкой гимназии учился в Амстердаме, прославился как восточнославянский просветитель, переводчик и книгоиздатель, литератор, учёный и изобретатель. В Голландии он познакомился с русским царём Петром I, стал сторонником его экономических и политических реформ и по его просьбе перевёл и написал около двадцати книг – пособий на русском языке по истории, арифметике, военному и морскому делу, разные грамматики и словари. Научно-просветительскую деятельность продолжил в Москве, в последние годы жизни был переводчиком в Посольском приказе. Издал звёздную карту неба. Его высоко ценил известный немецкий мыслитель, первый президент Берлинской академии наук, Готфрид Лейбниц, в Германии сохранилась их переписка.

    Невозможно перечислить всех воспитанников слуцкой гимназии, которые потом стали широко известными, для этого надо писать отдельный труд. Назовём только несколько имён выпускников этой школы, они своим трудом прославили свою малую родину.

    Со стен гимназии в 40-е годы XIX века вышел Антон Красовский – классик отечественного акушерства, директор крупнейшего в России Санкт-Петербургского родовспомогательного учреждения, лейб-акушер императорской семьи. В 1865 году издал «Курс практического акушерства», который неоднократно переиздавался.

    Среди тех, кто окончил Слуцкую гимназию с серебряной медалью в 60-е годы XIX века, был Витольд Карлович Церасский (1849-1925) – выдающийся специалист в области астрофотометрии, член-корреспондент Петербургской Академии наук, директор обсерватории Московского университета. Он измерил звёздную величину солнца и вычислил нижнюю границу его температуры.

    Среди выпускников стоит вспомнить основателя первой в России клиники по болезням кожи Генриха Кулаковского, писателей Адама Плуга (1823-1903), Альгерда Обуховича (1840-1898), Язэпа Дыло (1880-1973) – народного комиссара труда в первом составе правительства Белорусской ССР. Назовём выдающегося адвоката, защищавшего в суде в 1908 году Якуба Коласа, К.А. Петрусевича (1872-1949), академика живописи К.И. Корсалина (1809-1872), академика АН БССР А.С. Вечера (1905-1985), белорусского советского писателя Н.П. Лобана (1911-1984). Это «золотой фонд» гимназии, образованнейшие люди своего времени, оставившие след в истории.

    В 30-е годы XIX векагимназия перестраивается: вместо деревянного здания возводится каменный двухэтажный учебный корпус.С середины XIX века гимназия уже находилась одновременно в подчинении и кальвинистов, и государственных властей, а в 1868 году стала классической мужской гимназией. Как же почётно было её окончить!

    В начале ХХ века в одном из её залов выступал Якуб Колас. В 1923 году здесь проводились курсы повышения квалификации для учителей, и Якуб Колас читал лекции по методике преподавания белорусского языка. В одном из писем жене Марии Дмитриевне поэтотмечает: «Беларуская мова пастаулена на курсах вельмi грунтоуна. Кожны слухач павiнен даць лекцыю (практычную) толькi па-беларуску… Сярод слухачоу ёсць такiя хлопцы, што не прапусцяць нiводнага небеларускага слова». Для слушателей курсов Якуб Колас впервые в рукописи прочитал свою поэму «Новая зямля», которая среди присутствующих имела оглушительный успех, даже один из учителей отметил: «Я не ведау, што па-беларуску можна так пiсаць!»

    Сколько знаменательных событий и известных людей побывали в стенах гимназии! Почему бы ни учиться в таком знаковом месте, и учатся – успехи у современных учеников на самом высоком уровне.

    В 1912 году слуцкие девочки в правах получения среднего образования были уравнены с мальчиками, которые имели возможность учиться в государственной мужской гимназии. Это значит, что в Слуцке открылась государственная женская гимназия.

    В отличие от мальчиков, которые со временем должны будут занять государственные, воинские, духовные и другие должности, и для которых издавна существовали соответственные учебные заведения, образованиедевочек ограничивалось в основном домашним воспитанием. В Слуцке в первой половине XIX века воспитанием девочек-сирот занимались монахини женского Ильинского монастыря. К концу века появилась необходимость в расширении и усовершенствовании женского образования. На Тройчанах появился частный женский пансион, в котором за плату слуцкие барышни получали образование.

    В государственной же гимназии было семь основных и один подготовительный класс. Девочки получали знания, которые позволяли продолжать учёбу далее или заняться преподаванием усвоенных предметов в качестве домашнего учителя. Изучались Закон Божий, русский, немецкий и французский языки, математика, чистописание, основы педагогики, музыка, гимнастика и другие предметы. Занятия вели преподаватели с дипломами Петербургского университета, Минской Духовной семинарии, Строгановского художественно-промышленного училища и других престижных заведений.

    Надо отметить, что появилась гимназия не на пустом месте: уже пять лет как в городе действовала частная женская гимназия Антона Струковского, где изучались практически те же предметы. Но не выдержала конкуренции с государственной и закрылась.

    Размещалась государственная женская гимназия при пересечении улиц Зимней и Фарской (район Молодёжного центра). На содержание использовались средства от ученической платы за обучение (50-80 рублей в год) и денежные вливания государства. Здесь в разные годы занималось где-то более трёхсот девочек. Классы размещались в двух, стоявших рядом одноэтажных деревянном и кирпичном корпусах, которые соединялись возведённым между ними входным тамбуром. Действовала гимназия до 1918 года, затем там размещалась городская общеобразовательная еврейская школа №3. Во время Великой Отечественной войны здание было разрушено.

    Немаловажное значение уделялось в Слуцке и духовному воспитанию. На предместье Тройчаны (теперь улица Виленская, 45) находится строение, судьба которого связана с интересными страницами истории образования в Слуцке, находится под охраной государства как памятник архитектуры. Сейчас в нём размещается медицинское училище, а возводилось оно в 1885 году для Слуцкого духовного училища, определённый период деятельности которого тесно связан с образованием Минской духовной семинарии.

    Ещё с 20-х годов XVIII века в Преображенском монастыре работала духовная школа – «коллегиум» для обучения детей духовных особ, которая в процессе реформ была преобразована в «Набожную Слуцкую преосвященного Виктора Садковского семинарию» (В.Садковский – архимандрит Троицкого монастыря). В конце XVIII века семинарию перевели в Троицкий монастырь, и в связи с созданием Минской епархии стали называть Минской. В это же время здесь стали действовать три православные учебные учреждения – собственно Минская духовная семинария и подчинённые ей приходское и уездное училища. Все они пользовались одной и той же материальной базой. В связи с перемещением кафедры архиепископа в Минск, туда в 1840 году переводят и семинарию. А училища объединились в единое Слуцкое уездное трёхклассное духовное училище, для которого и стали возводить новый корпус.

    Лучшие выпускники имели возможность поступать в средние и высшие духовные учебные учреждения, но подготовка (в первую очередь семинарская) позволяла сдать экзамены и в светские. Среди тех, кто проявил себя в других сферах деятельности можно найти Владимира Теравского(1871-1938), этнографа, композитора, автора музыки к спектаклю «На Купалле» М. Чарота, который критики станут называть первой национальной оперой. В первой половине 1830-х из стен семинарии вышел будущий учёный и дипломат, исследователь восточных культур, первый российский консул в Японии Иосиф Гашкевич (1814-1872), в начале ХХ века её выпускником стал писатель Янка Скриган (1905-1992) и другие.

    После установления советской власти духовное училище было закрыто. Здание училища во время Великой Отечественной войны уцелело, и после освобождения Беларуси в нём находилось педагогическое училище, довоенный корпус которого был разрушен. В разное время здесь размещались учебные классы средней школы №2, а также сельскохозяйственное профессионально-техническое училище. Основа же для профессинально-технического образования была заложена ещё в начале ХХ века.

    Развитие в XIX веке капиталистических отношений требовало появления новых форм деятельности и в сфере производства, и в торговле. Появилась необходимость в кадрах, по-новому подготовленных.

    Таким образом, в 1910 году в Слуцке открылось частное коммерческое училище М.М. Кириакова. Кириаков был одним из известнейших местных богатеев, имел поместье в деревне Ивань. Слуцкие автомобилисты, к слову, могут считать его своим «крёстным отцом»: в Слуцком уезде он первым приобрёл автомобиль и, с форсом проехав по центральной городской улице, открыл эру автомобильного движения в городе. В связи с открытием училища с благодарностью упоминается имя пана Залеского, владельца поместья Рачковичи. Содействовал этому делу и еврейский капитал. Прилагал усилия в организации училища Эдвард Войнилович, выпускник слуцкой гимназии, известный в своё время государственный деятель, на средства которого был построен Красный костёл в Минске. Это Эдварда Войниловича великий реформатор Пётр Столыпин, называя«минским Бисмарком», приглашал надолжность вице-премьера в своём правительстве или министра сельского хозяйства России - на выбор. Эдвард Войнилович на правах действительного члена принимал участие в работе всех трёх Государственных дум России – мало кто в стране пользовался тогда таким доверием земляков-избирателей. До 1919 года – 35 лет – был он почётным судьёй Слуцкого уезда! Хорошую о себе оставил память и, помогая строить храмы для разных конфессий.

    Помнят о нём и в Слуцке. А тогда в начале ХХ века на западной окраине города, на левой стороне улицы Шоссейной (теперь имени Ленина) начали возводить специальный учебный корпус для коммерческого училища, хотя занятия начались в одноэтажном деревянном доме. На учёбу принимались мальчики с 12 лет – дети слуцких мещан, встречались наследники чиновников и дворян. Обучение было платным.

    В новом кирпичном здании, одном из самых заметных зданий города того времени, занятия начались в 1912 году. Архитектура здания отличалась внешним декором, усложнённостью отдельных форм. На тяжёлый период пришлась деятельность этого учебного заведения: первая мировая война, революционные события, гражданская война. А 15 июля 1920 года здание училища было сожжено отступающими из города польскими войсками, после этого деятельность коммерческого училища уже не возобновилась.

    После установления советской власти здание было восстановлено в 1924 году. Здесьразместились комитеты профсоюзов и дом культуры, основную часть заняла школа-семилетка. А с 1927 года её заменил педагогический техникум, затем преобразованный в педучилище, целью которого была подготовка учителей для школ района. «Манументальныя парадныя дзверы на цэнтральную – Пралетарскую – вулiцу адчыняу нам, студэнтам, велiчны, як храстовы кароль, пры форме i галунах (не хапала толькi булавы у руках!) швейцар. Пад сотнямi маладых ног грымелi металiчныя усходы. Лётам узносiлася на трэцi паверх нястомная маладая сiла!» - такие воспоминания о своей учёбе в педучилище оставила известная белорусская писательница Елена Василевич, лауреат Государственной премии БССР, заслуженный работник культуры.

    Во время фашистской оккупации под надзором немцев проводились мероприятия в актовом зале. При освобождении города здание сильно пострадало, но после соответствующей перепланировки здесь начал работу консервный завод. Старинное строение взято под охрану как памятник архитектуры.

    Довоенный корпус коммерческого училища можно увидеть на фотографиях начала ХХ века, как и здания других учебных заведений, рассмотренных в этом очерке. В настоящее время в городе работают современные учреждения образования, продолжая славныетрадиции, некогда заложенные старинными школами.