Слуцк. Театр Радзивиллов.

    Народные виды театра – скоморохи, батлейка, «кiрмашовы» театр, народная драма, связанные своими истоками с народной обрядностью и играми, неповторимые по кругу образов, манере игры и сценическим приёмам – издавна были распространены на Слутчине. Соответственное место в культурной жизни занимали спектакли школьных театров, которые ставились по пьесам, написанным в основном преподавателями тогдашних учебных заведений (коллегий, семинарий, академий). В Слуцке школьные представления налаживали иезуиты и протестанты. Крепостной театр появился в городе благодаря Иерониму Флориану Радзивиллу (1715-1760), безжалостному крепостнику, балетоману, владельцу чудесной капеллы из профессиональных музыкантов, ставшему в 1744 году владельцем Слутчины.

    Началом театральных показов в Слуцке считают 1751 год. В это время для театральных нужд приспосабливали то манеж, то довольно тесное помещение оружейной палаты слуцкого замка, то помещение бывшего «судного дома». Формирование первой труппы столкнулось с определёнными трудностями: актёры, узнав о деспотическом нраве князя, который мог больных артистов и музыкантов поднимать с постели и гнать на спектакли, сажать на гауптвахту, силой принуждать к продолжению контракта, - не хотели ехать в Слуцк. Поэтому к спектаклям привлекали музыкантов капеллы, а также педагогов кадетского корпуса. Солдаты гарнизона – «гранд-мушкетёры» - обязательные участники всех массовых сцен. Они же, в парадной форме, с оружием служили «украшением» зала: их ставили навытяжку около ложей во время спектаклей.

    Дух прусской казармы витал в театре, обозначал его вкус. Специально для показов на немецком языке писались драмы, рассчитанные на театральные картины с выходом на сцену целых рот солдат: взятие штурмом крепостей, фехтование, баталии, сцены покарания смертью через повешение. Иероним Радзивилл увлёкся и «шатен-шпилем» - теневым театром, участвовать в котором приказывал всем актёрам. Он считал, что такие спектакли больше доходят до публики, которая не знала немецкого языка. Эти спектакли сочетались с показами марионеток, комедий «дэль артэ», «турецких комедий», оперных спектаклей.

    В 1756 году в Слуцк прибыла новая партия актёров, которых наняли в Гданьске и Вене. Чтоб сопровождать их в свои владения, был выслан конный эскорт во главе с генералом, который на возах вёз труппу вместе со зверинцем и рабами-неграми. Им предстояло выступать на сцене построенного «комедихауза».

    Слуцкий «комедихауз» был оборудован кулисными машинами, имел партер с покрытыми сукном лавками, был окружен ложами. Зал, украшенный зеркалами, имел неглубокую сцену с занавесом и живописными декорациями, натянутыми на рамы. Перед сценой было отведено специальное место для оркестра. Вокруг театра находились флигели, где жили музыканты, певцы, а также размещалась балетная школа, которая в 1756 году создала первую балетную труппу в истории Беларуси.

    Владетельный князь не только хотел украсить свой быт балетом, но и стремился подготовить своих собственных танцовщиков и танцовщиц, которые должны были обходиться ему намного дешевле, чем иностранцы, содержание которых требовало больших денег. Исходя из этого, приглашение такого отличного педагога, каким был итальянский балетмейстер Антони Путини, являлось несомненным успехом. Путини приехал из Вены и, возможно, вместе с ним приехал известный французский танцор ЛуиДзюпре, солист парижскойоперы, один из основателей мужского классического танца. Иероним Флориан поручил им в короткий срок создать труппу.

    Л.Дзюпре и А.Путини в балетную школу набрали 8-10-летних детей из семей слуцких мещан – подданных князя. Выбирая детей, балетмейстры смотрели: прямые ли у них ноги и изящная ли фигура.Среди них были и будущие звёзды радзивилловского театра.

    Высоко ценил способности крепостных детейбалетмейстер А.Путини, который говорил князю, что никогда не учил таких умных детей и не слышал о таких, прибавляя, что «через три года он сам бы стоял с позором зазанавесом, так как не смог более удивить своих учеников». Это высказывание – свидетельство талантливости слуцких деток, их артистических способностей, которые выявились даже в тяжелейших условиях балетной муштры. С крепостными на считались, детей принуждали танцевать по шесть часов в день, жестоко наказывали за самую незначительную провинность (в школе был карцер), кормили бедно. Надзирателям при «балетниках и балетницах» позволялось употреблять розги. Жёсткий дух прусской казармы, такой милый князю, вводился и в балетных классах.

    Жаль, неизвестен репертуар слуцкого балета, но, судя по названиям костюмов, это были балеты пасторального плана, в числе которых «Балет с Арлекином», «Венгерский балет» и «Турецкий балет». В других балетах фигурировали немецкие танцы, танцы «стрелков», «садовников», «цветочниц», «крестьянок» и другие.

    После смерти Иеронима его наследникам надо было решать судьбу слуцкой сцены. Театр был закрыт, а костюмы и декорации переданы в Несвиж. Балетную труппу объединили с несвижской. Так была закрыта последняя страничка в истории слуцкого «комедихауза», а для его труппы начался новый период творчества.