Слуцкие храмы.
В Слуцке издавна существовали общины православных, католических,протестантских верующих, но особенное влияние на культуру и духовную жизнь Слутчины оказало православие. Причиной этому были его позиции, которые оставались сильными, благодаря опеке владельцев края, стойкости священников Слуцких православных храмов в XVII-XVIII веках, преданности мещан и крестьян вере своих предков.
Главной духовной обителью на протяжении веков был Слуцкий Троицкий монастырь. Когда он основан – точно неизвестно. Вероятно, что это один из старейших монастырей на территории Беларуси. Есть сведения, что во время войны с поляками, в 1205 году, был разграблен захватчиками вместе с другими святынями и Слуцкий Троицкий монастырь. В современной исторической литературе первое упоминание о нём - в 1445 году. Находился он недалеко от города, ниже по течению реки Случь, на правом её берегу. Вокруг стали селиться люди, возникло предместье Тройчаны. Монастырь становится одним из главных центров духовной и культурной жизни региона. Ему подчинялись позже возводимые и более мелкие монастыри. С 1659 года архимандриты Слуцкого Троицкого монастыря становятся наместниками Киевского православного митрополита на значительной территории Великого Княжества Литовского. С 1793 по 1840 годы при монастыре действует Минская православная духовная семинария, здесь начинала образовываться Минская епархия.
Монастырский комплекс, построенный из дерева, не единожды менял свой внешний вид. Его территорию защищало деревянное ограждение – высокий забор, позже ставший каменным. От ворот вглубь вела дорога, возле которой стояло деревянное строение монастырской приходской школы. Левее от входа можно было видеть каменный скарбец со склепом, пять деревянных келий (одна трапезная), дом для гостей. Рядом стоял дом архимандрита – деревянный, по периметру окружён верандой, с мезонином, куда вела винтовая лестница. Позже было построено каменное административное здание. В глубине территории были сараи, бани, жилые дома. За ними до реки тянулись сады, клумбы, огороды, имелся водоём. На монастырском дворе был компас на столбе и колодец с возведённой над ним крышей.
Главной святыней был Троицкий собор, стоял он в конце площади, обсаженной вековыми липами. Каменный храм вместо древнего деревянного построен в 1505 году стараниями Слуцкой княгини Анастасии Олелькович. Возводился он в память об успешной обороне города и победе над перекопскими татарами. Позже - не один раз горел и грабился. В соборе сберегались древние ценности: чудотворные иконы Матери Божией византийского письма, серебряная утварь, старопечатные и рукописные книги, в том числе евангелие 1582 года, писаное Юрием III Олельковичем и подаренное монастырю для вечной памяти предков своих и богомолия. Художественное украшение рукописного памятника поражает своей роскошью: в письме широко употребляется распущенное золото, заставки выполнены акварелью, красным цветом – киноварью – обозначены заголовки и большие буквы. Красивый каллиграфический почерк переписчика придаёт книге запоминающийся индивидуальный облик.
Также упомянутый князь передал в обитель и пасторский посох, вылитый из чистого серебра, и серебряную позолоченную чашу (потир) с украшениями. Все эти раритеты ещё в начале ХХ века хранились в монастыре, а затем «исчезли», как и многое из историко-культурного наследия Слуцка, хотя когда-то Слуцк славился своими святынями.
Архимандрит Михаил Козачинский (1699-1755) стремился увеличить славу и известность Слуцкого Троицкого монастыря. Поэтому когда заблудовская церковь сгорела, он обратился к князю Иерониму Флориану Радзивиллу с просьбой разрешить перенести мощи святого мученика младенца Гавриила с Заблудова, где условий для их хранения не стало, в Слуцк. К слову, в XVIII веке Заблудовское графство (Польша) – собственность владельцев Слутчины. Событие состоялось в мае 1755 года. Торжественная процессия привлекла внимание населения всех местностей на пути с Заблудова в Слуцк.Специально для этого случая архимандритом Михаилом было написано, распечатано и раздавалось людям стихотворение о жизни и смерти святого мученика. Святые мощи находились в Слуцкедо 30-х годов ХХ века, когда монастырский храм власти закрыли, церковную реликвию отправили в Минск, и только с 1992 года – в Николаевском соборе г.Белостока (Польша) – святой Гавриил вернулся на свою родину.
А тогда в Слуцке мощи святого Гавриила стали главной святыней Троицкого монастыря. На богослужения стекалось население не только со Слуцкого, но и с близлежащих уездов – и православные, и католики. Рядом с воротами в начале ХХ века была построена каплица, в которой на протяжении тёплой поры года находились мощи святого мученика.
Главный вход в монастырь был с улицы Тройчанской через «Святые ворота», которые представляли собой небольшую, но крепкую браму. На ней в 1870 году возводится каменная церковь Святого Иоанна Богослова. Здесь временами происходили богослужения – она была домовой церковью учащихся духовного училища, а на Троицу была открыта для всех посетителей.
Ближе к реке находилось монастырское кладбище, где были похоронены слуцкие летописцы разных столетий, белорусские епископы, архимандрит Михаил Козачинский, первый генерал-губернатор присоединённых в конце XVIII века к России земель Михаил Кречетников и другие.
После революции и установления советской власти монастырь закрыли, его жилой корпус превратился в казарму, собор же действовал до 1930 года. Незадолго до закрытия из монастыря были изъяты иконы и житийная литература мученика младенца Гавриила. Возмущённый этим, настоятель обители отец Афанасий обратился в Синод: «Слуцкий монастырь пережил татар, войну со шведами и поляками, Отечественную войну 1812 года с французами, но никогда он не испытывал того, что сейчас испытывает». Обращение не возымело действия.
История этой обители связана с именами выдающихся людей своего времени. Известно, что здесь бывал Наполеон Орда (1807-1883), музыкант, композитор, педагог, художник, директор Итальянской оперы в Париже. В 1864-1876 годы он сделал рисунок Слуцкого Троицкого монастыря, который теперь хранится в Национальном музее в Кракове (Польша). Его зарисовки выделяются документальностью и имеют большую историческую ценность.
В 1904 году Юзеф Смолинский (1865-1927), польский художник, исследователь, занимался изучением памятников древности в Слуцком Свято-Троицком монастыре. В результате появилась рукопись «Портреты и памятники древности князей Одельковичей в Слуцке», где представлены фотографии (архитектурный ансамбль монастыря, живописные портреты князей Олельковичей, потир Юрия Олельковича, произведения декоративно-прикладного искусства) и рисунки (печати князей Слуцких, заглавные листы рукописных книг и так далее). Рукопись Смолинского сегодня находится в фондах библиотеки Польской академии наук и является ценным источником для изучения художественного наследия древнего Слуцка.
Об Ильинском монастыре сведений не много, тем не менее, известно, что в 1515 году он уже действовал. Был вначале мужским, а с 1611 года – женским. Теперь бывшая монастырская территория занята строениями детских спортивной, художественной и музыкальной школами. В XVIII веке обитель была довольно богата: имелось много разной серебряной посуды и украшений, одежды, хорошая библиотека старинных книг, в том числе и рукописных. Перестал существовать монастырь в 1854 году, а к концу XIX века от него не остаётся и следа.
Третьим Слуцким православным монастырём стал Спасо-Преображенский мужской, основанный в 1611 году. Возвели его при Спасской церкви, которая стояла на берегу Случи недалеко от торговой площади, в самом начале Виленской улицы. Таким образом, создавалась своеобразная цепь монастырей: Преображенский, далее от центра – Ильинский и замыкал её Троицкий. Причиной появления новой обители была угроза приверженцам православной веры после принятия Брестской церковной унии 1596 года. Спасо-Преображенское братство стало инициатором создания нового монастыря, который в отличие княжеских Троицкого и Ильинского получил статус братского. Этим братчики как бы защищались от возможного вмешательства в монастырские дела Слуцких неправославных князей.
Размещение монастыря почти в центре города давало возможность и его послушникам быть в курсе всех общественных событий, которыми жил тогда Слуцк. Рядом шумела торговая площадь – от неё отделяли только строения корчмы с заезжим домом и торговыми лавками. Напротив, через дорогу, возвышалось строение ратуши, что символизировало свободы, дарованные городу магдебургским правом, которое выхлопотал для Слуцка во второй раз в 1653 году Богуслав Радзивилл (первое утеряно в результате войн с татарами). Возможно, он выступал не только в роли заказчика строительства, но и был автором проекта, так как черновики князя (находятся в Национальном архиве Беларуси) с рисунками-эскизами ратуши дают полное представление о ней. В строении размещалось много служб: казна, архив, канцелярия, зал заседаний магистрата, и суда, склады, весовая и другие. Неподалёку на реке крутили свои колёса водяные мельницы, что стояли на сваях по правой стороне замкового моста.
При монастыре братчики открыли школу для мещанских детей, где обучение велось на белорусском языке, здесь же работала и духовная школа, которую позже называли «Слуцкая семинария». Для поддержки православных в 1677 году в монастырь пригласили авторитетного киевского философа – монаха Дмитрия, которыйвойдёт в историю Русской Православной Церкви как святитель епископ Дмитрий Ростовский. В Слуцке он пробыл чуть больше года, но для православной истории края этот факт остаётся знаменательным. Почётный гость выступал с проповедями не только в городских храмах, но и посещал окрестные церкви и монастыри. По возможности занимался не только духовным, но и физическим трудом. Сохранилось предание, что в Слуцком Троицком монастыре он собственноручно выкопал колодец и поставил сруб, на верхней доске которого вырезал строки: «Почто намъ въ Самарию за водой ходити,
Егда и зде, въ Случеске, лепо её пити?»
Эти строки с секретом: в них отражено стремление слуцких священников к независимости от Киевской митрополии, и вода в Слуцке такая же святая, как в Самарии.Колодца со временем не стало, а стихотворение сохранилось, так как его использовал иконописец, который для Троицкого монастыря написал икону с изображением разговора Иисуса Христа с самарянкой и привёл упоминаемое стихотворение.
Спасская церковь была выбрана в 1767 году для торжественного оглашения Акта создания Слуцкой конфедерации православной и протестантской шляхты. Конфедераты требовали уравнения своих прав с правами католической шляхты. В этом их поддерживало правительство России, в связи с этим в Слуцк прибыл митрополит Белорусский и Могилёвский Георгий Конисский и руководитель кальвинистов Томаш Грабовский. Приехал и курьер Екатерины II. Под нажимом конфедератов, за спиной которых стояли Екатерина II и Фридрих II, сейм Речи Посполитой принял постановление о равенстве прав православных и протестантов с католиками. В связи с этим событием Спасская церковь Слуцка упоминается в книгах по истории Беларуси.
В конце XVIII века монастырь был закрыт, а позже сгорела церковь и все монастырские строения, которые больше не восстанавливались.
Случавшиеся пожары приносили большой ущерб городу, так как практически все слуцкие церкви были деревянные. Их, монастырских, приходских, приписных и небольших надбрамных, в Слуцке XVII-XVIII веков можно было насчитать более двадцати. Как свидетельствуют описания, возводились церкви разных типов, но общей их приметой была ярусность объёмов, в несколько ярусов были и купола. В начале ХХ века руководитель Минского церковно-археологического музея Андрей Снитко (1866-1920) изучал памятники слуцкой старосветчиныи восхищённый писал: «Слуцк со своими деревянными церквями – это настоящий музей». При посещении старых церквей особенное внимание обращал на иконостасы, удивлялся мастерству стародавних мастеров резьбы по дереву. А немецкий искусствовед Альберт Ипель, когда увидел старый резной иконостас Слуцкой Юрьевской церкви, назвал его – «настоящий венок искусства, краса белорусских церквей».
Кроме резьбы, развивалось искусство обработки металла – чеканились и гравировались оклады для икон и книг, отливались и обрабатывались церковная посуда, кресты, колокола. Процветало ткачество и золотошвейное искусство, над рукописными книгами работали переписчики и иллюстраторы, художники писали иконы для многочисленных храмов.
Свято-Николаевский собор – архитектурная доминанта города – величественно возвышается на старых фотографиях. Построенный в конце XIX века из красного кирпича в русско-византийском стиле с зеленоватыми куполами он был виден из любой точки города. Николаевская церковь известна с середины XVI века, возможно, появилась во времена восстановления города после набегов крымских татар. Не один раз упоминалась среди слуцких церквей XVII-XVIII веков, несколько раз повреждалась пожаром.На праздники сюда стекалось много людей.
30-е годы ХХ века известны не только репрессиями, но и уничтожением культовых строений. Свято-Николаевский собор после закрытия стали использовать как складское помещение, где чистили и хранили зерно, перед этим поспешно сняли кресты с куполов, а иконы и другие церковные предметы ночью верующие забрали по домам.Слуцкий епископ Николай Шеметилло, ранее служивший в Свято-Николаевском соборе, был арестован в 1933 году, его обвиняли в создании мифической церковно-повстанческой организации. Всего по этому «делу» проходило семьдесят девять человек, в том числе епископ Могилёвский Феодосий Ващинский, архиепископ из Витебска Михаил Постников и другие. Находясь в заключении, владыка Николай не устрашился в конце протокола последнего допроса сделать собственноручную приписку: «…Сама жизнь настоящего времени характерна какой-то стихией, повсюду народ грабят, возрастает преступность, но пройдёт время и советская власть обратится за помощью для религиозно-нравственного воспитания к духовенству…» Строки стали пророческими! После долгих мытарств епископ Николай был приговорён к заключению в концлагерь сроком на восемь лет, но вскоре после вынесения приговора его не стало.К великому сожалению, Свято-Николаевский соборне на долго «пережил»своего последнего епископа, в 1934 году храм был взорван.
К упадку церковной жизни привела развёрнутая советской властью атеистическая борьба. Действовала только Варваринская церковь на кладбище, другие закрыли. Из них Юрьевская, Воскресенская, Рождественская в разные времена сгорели, Стефановскую разобрали. На протяжении 1930-1960-х годов разрушались строения Слуцкого Троицкого монастыря.
Во время Великой Отечественной войны восстановлены службы в Михайловской церкви, которая избежала разрушений, так как находилась на окраине – на предместье Остров. Теперь она находится под защитой государства как памятник деревянного зодчества XVIII-XIX столетий с чертами барокко и классицизма. В её истории соединились судьбы двух древних слуцких церквей – святого Михаила Архангела и святых царя Константина и царицы Елены.
Жители торгово-ремесленного посада из-за удалённости от замковых укреплений не всегда могли укрыться от неприятеля за крепкими стенами. А жили здесь люди, готовые каждую минуту дать отпор неожиданному врагу. Надеяться приходилось на собственную силу и на помощь святого предводителя небесного воинства Архангела Михаила, в честь которого была освящена приходская островская церковь, которая впервые упоминается в 1392 году. Вместе с жителями предместья не раз терпела от иноземцев, пожаров и других напастей. Сложно сказать, как она выглядела тогда. Но по сохранившемуся описанию иконостаса, можно судить, что по размеру была небольшая.
В начале 1990-х годов Свято-Михайловская церковь стала соборным городским храмом. Церковная усадьба после появления каменных каплицы-иконной лавки, освещённой в честь иконы Божией Матери Владимирской, корпуса духовно-просветительского и административного центра (архитектор А.Яроменко) и других строений превратилась в архитектурный ансамбль.
В современном городе Слуцке стали возводиться и открываться новые храмы. На улице Максима Богдановича в 1993 году появилась церковь, освещённая в честь святых Козьмы и Дамиана. На берегу реки Случь была построена часовня святой Варвары (архитектор А.Веричев). Она очень органично вписалась в окружающий ландшафт: храм на набережной. В первом городке (ул. Виленская) возвели храм Александра Невского, в который часто приходят военнослужащие находящейся рядом воинской части.
Слуцкие церкви входят в состав Минской православной епархии, руководителем которой с 1978 года является Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет. Присутствие в титуле Владыки слова «Слуцкий», как видим, является неслучайным – истоки Минской епархии идут со Слуцка – города, в котором православные традиции не прекращались никогда, хотя общины католических и протестантских, а позже и еврейская община были достаточно многочисленными.
На всех без исключения путешественников XV-XVIII вековпроизводил неизгладимое впечатление уровень веротерпимости и духовной лояльности представителей разных конфессий, проживающих в пределах белорусских территорий. А сравнивать европейцам было с чем: у них в государствах тогда шли самые настоящие религиозные войны (Варфоломеевская ночь во Франции!). У нас они выходили на главную площадь города, и перед их глазами открывалась потрясающая картина, немыслимая, наверное, более нигде, - когда дружной семьёй чуть ли не в ряд стояли костёл, церковь, протестантский храм, синагога. Конечно, не будем идеализировать прошлое. Но то, что столь широко известная белорусская толерантность – не просто красивая фигура речи, факт.
Судите сами: на улице Сенаторской (позже – Широкая, теперь – Комсомольская) располагались усадьбы важнейших храмов Заречья: православной Юрьевской церкви, кальвинистского сбора с гимназией, католического иезуитского Троицкого костёла с коллегией. Последний современники называли «чудо из дерева»: в архитектуре барочного деревянного костёла, возведённого в 1710-1720 годах, просматривались мотивы каменных белорусских церквей оборонного типа. Интерьер его украшала монументальная роспись, одиннадцать алтарей, главный из которых был покрыт чёрным лаком, серебром и позолотой. Через окна, размещённые в несколько ярусов, лучи света пронизывали перекрытое куполом внутреннее пространство, что создавало иллюзию разнопланового освещения. Дополняли художественное впечатление светильники-жирандоли из налибокского стекла, подаренные в 1736 году княжной Радзивилл.
На противоположной от костёла стороне улицы Сенаторской размещался реформаторский храм, заложенный в 1617 годупо приказу князя Януша Радзивилла, ярого кальвиниста. Первые кальвинисты появились в Слуцке в конце XVI века, количество их было небольшим, однако их деятельность принесла городу большую славу, превратив его в центр просвещения.
Состарившийся деревянный кальвинистский храм в 1851 году заменили на каменный, главным фасадом он выходил на улицу Широкую. Этот храм с готическими чертами современники называли украшением города. Вместе со зданием гимназии он создавал один из главных архитектурных ансамблей Заречья.
После революции кальвинистский сбор был закрыт, последний пастор Курнатовский, другие служители, а также кальвинисты – профессоры Слуцкой гимназии - эмигрировали. Строение храма в 1925 году приспособили под электростанцию, орган разобрали, архив уничтожили. Великую Отечественную войну храм не пережил.
Появление фарного костёла в Слуцке народное предание относит к 1419 году, размещался он в начале Островской улицы. При костёле действовал госпиталь под опекой братства Святой Анны. К 1852 году строение стало ветхим, и его закрыли, а позже разобрали. На месте храма была возведена красивая капличка.
В Слуцке более широко известно про монастырь бернардинцев, что появился в 1639 году и основателем которого считается мозырский староста Самуэль Аскерко. Территориюотвели в Старом городе на берегу Случи на Подзамчище. Каменный одноэтажный монастырский комплекс со склепомудлинённой центральной частью стоял на улице Казачьей (теперь – Красноармейская). В склепах под монастырём находились гробницы Слуцких князей Радзивиллов, а в костёле ещё в конце XIX века (по воспоминаниям современников) сохранялась специальная шкатулка с сердцем князя Иеронима Радзивилла. Умер он в Польше, там и был похоронен, однако сердце его привезли в Слуцк, который он очень любил.
Кирпичный костёл Святого Антония с чертами барокко имел довольно скромный внешний вид: прямоугольный в плане объём, три алтаря, орган. Просуществовал до 1832 года, одно время использовался как полковая церковь. А когда деревянного фарного костёла не стало, бывший бернардинский возвратили католикам. После революции до 1925 года здесь размещался уездный военкомат, позже – военный госпиталь. Храма не стало после Великой Отечественной войны. Современный костёл Святого Антония построен при въезде в Слуцк со стороны Минска.
История этих католических храмов связана с таинственным исчезновением ещё одной ценной реликвии нашего края – троном князей Слуцких из слоновой кости. Долгое время трон находился в Слуцком парафиальном костёле. Известно, что пожертвовал его сюда один из последних князей Олельковичей, который после перехода из православия в католицизм получил имя Ян-Симеон. Неизвестно что подтолкнуло католических священников избавиться от не совсем церковной вещи, но, во всяком случае, получилось так, что в середине XIX века трон был продан и переходил от одного коллекционера к другому, пока не попал в музей Виктории и Альберта в Лондоне. То, что трон Слуцких князей очутился в коллекции такого уважаемого собрания, говорит о его высокой художественной и исторической значимости. Жаль, чтопамятники нашей истории теперь находятся в других странах. Тем не менее, надо надеяться и прилагать усилия на возвращение хотя бы качественных копий наших реликвий.
Одной из этноконфессиональных групп населения, которые оставили значительный след в истории Слуцка, были евреи. Особенно сильно еврейское присутствие обозначало колорит местной жизни с конца XVIII века до середины ХХ века.
Для проживания общины было выбрано место в Старом городе (район средней школы №6). Посередине квартала организовали площадь, где построили синагогу, которую в народе часто называли школой. Поэтому весь еврейский квартал стали называть Школище. На протяжении XIX века количество еврейского населения увеличивалось, и в 1897 году евреи составили 77% жителей Слуцка. Местом проживания стали центральные городские улицы и предместья.
Занимались евреи ремесленным производством, арендаторством, мелкой торговлей в городе и крупной с другими странами и городами. Держали корчмы на торговой площади и на въездах в город, налаживали промышленность в начале ХХ века, были владельцами фотосалонов и типографий.
За долгую историю со Слуцкой общины вышло много деятелей науки и техники, искусства и культуры, политических деятелей и военных. Из них можно вспомнить известного художника XVIII века Хаима Сегала (прадеда Марка Шагала), учёного-ветеринара и педагога XIX века Иосифа Равича, поэта-сатирика Давида Гликмана и других.
В конце XIXвека на пересечении улиц Виленской и Садовой появилась ещё одна каменная синагога – хоральная (главная). Другие синагоги и молельные дома размещались в деревянных строениях в разных частях города. Большие человеческие потери понесла община в годы Великой Отечественной войны, потом многие уехали в другие государства, и в настоящее время евреи составляют менее одного процента жителей города. Не уцелела в бурном ХХ столетии и синагога.
Как, впрочем, очень многое из слуцкого архитектурно-исторического наследия не сохранилось, всё поглотила бесконечная чёрная дыра времени. Легендарный город оставляет взор почти равнодушным. Возможно, в будущем некоторые архитектурные памятники будут восстановлены: проткнёт небо шпиль кальвинистского храма и составит единый ансамбль с гимназией, блеснёт куполами Николаевский собор, взметнётся строение ратуши, сохранились же старинные эскизы. Помечтать можно, а вдруг, и сбудется!