Слуцкий «кiрмаш».
Некоторые учёные считают, что знаменитый торговый путь «из варяг в греки» проходил в том числе ипо Случи, несколько топонимов слуцкой земли получили своё название именно в то время (д.Греск, д.Буда Греская). Природой управляет целесообразность, тем более в те далёкие времена, да и легенда об основании Слуцка купцом как нельзя кстати.
В Слуцк часто приезжали купцы из соседних городов и иноземные купцы. Сюда привозили свои товары купцы из Минска, Гродно, Могилёва, Бреста, Кобрина. Особенно оживлённую торговлю в Слуцке вели могилёвские купцы, предметы ввоза – «московские товары», а при возвращении из Люблина – западные. Брестские купцы привозили в Слуцк – сталь, котлы, косы, сукно разных сортов, сливы, орехи. Эти товары продавались в Слуцке большими партиями. В XVI веке слуцкие торговцы занимали четвёртое место по торговым операциям с Люблином (после Могилёва, Пинска и Бреста). Из Слуцка в Люблин вывозились меха – беличьи, лисьи, бобровые (в том числе и меха слуцкой выделки), обработанные ремесленниками кожи - сафьян, юфть, замша, а также мыло, которое варили в избытке.
Успешному развитию торговли и ремесла в Слуцке способствовало магдебургское право, согласнокоторому вместо многочисленных натуральных повинностей горожане платили единый денежный налог. Были установлены общие меры веса и другие единицы измерения, появилась возможность устраивать «кiрмашы» -ежегодные периодические торги, которые были центрами внутренних и внешних экономических связей.
Разные источники донесли до нас сведения о том, как выглядело в средневековье место, где происходили «кiрмашы». В инвентаре Слуцка 1683 года говорится, что рыночная площадь в Старом городе занимала 55,8 прента (1,4 га). Она делилась на ряды с отдельными воротами, которые закрывались на замок, и под навесами со скамей продавали свои изделия ремесленники и торговцы пищевыми товарами. А в 1661 году на мосту, который соединял Старый и Новый город, как в некоторых городах Западной Европы (например, в Лондоне), отводилось место для торговых лавок и амбаров.
Общим для рыночных площадей явилось деление их на ряды специализированной торговли: мясной, хлебный, гончарный, рыбный и т.д. Когда в Слуцке на рынке стали строить много лавок, не придерживаясь рядов, магистрат обратилсяк князю Радзивиллу с просьбой установить порядок, «чтоб сукнами и мелкими изделиями польскими всегда торговали в одном ряду, а мелкими изделиями местными, такими, как железо, стекло и им подобным, - в другом».
На рынках кроме профессиональных имелись также ряды купеческих династий, обозначенные их фамилиями, например, ряды Тишевичей, Мелентовичей, Ладычков, Лапицких. Чаще всего ряд, в котором торговлю вело крупное купечество, называли «крамны».
Существовал в Слуцке и купеческий цех, что вносило организацию в торговое дело.Купцы, выезжавшие в дальние города, получали от магистрата «аттестацию». К ней должна была прикладываться городская печать. Во второй половине XVII века в Слуцке был организован ещё один цех – торговцев рыбой. По просьбе и настоянию самих торговцев, а также по жалобам мещан, покупателей рыбы, на дороговизну городская сессия 28 февраля 1662 года утвердила правила «прасольников» (так назывались торговцы рыбой). Много тогда рыбы водилось в местных речках, да и приносила она неплохой доход.
В то время торговая площадь и большие улицы в Слуцке были вымощены булыжником. Для этого купцыобязаны были привозить по одному камню с каждым возом товаров. Они, конечно, были заинтересованы в том, чтобы вести торговлю, не утопая в грязи.
Магистрат города уделялзначительное внимание сохранению чистоты на рынках. В Слуцке эти обязанности возложили на палача – мастера заплечных дел, который содержался при замковом суде. По постановлению от 9 февраля 1661 года он должен был кроме своих главных обязанностей (выполнение судебных приговоров) брать определённую плату с торговцев на рынке, убирать рынок, вывозить мусор, раз в месяц отлавливать бездомных собак на улицах.
Корчма являлась неотъемлемой частью торговых площадей городов и местечек. Не лучшей народной традицией «замачивать» каждую сделку на «кiрмашах» широко использовали владельцы и арендаторы корчем, которые разными способами приохочивали посетителей к выпивке, мошенничали. Дело дошло до того, что корчмы стали терять значение гостиных домов, в них было тяжело переночевать, но легко достать выпить. Ну и, известно, вокруг подстерегали воры и распутницы. Слуцкий магистрат приказал «непочтительных женщин, распутниц», которые концентрировались в корчмах, брать под арест и посылать на самые грязные работы – черпать ил из оборонительных рвов, ремонтировать улицы и др.
Наибольшего расцвета «кiрмашы» достигли в XVIII- начале XIX века на заре капитализма. В это время Слуцк был значительным торговым центром, до которого стремилось не только население Слутчины, но и часть лесной Бобруйщины, Червенщина и даже Минщина. Богатая хлебом Слутчина имела потребность и пополнялась изделиями из дерева с ближайших уездов, население которых в свою очередь часто чувствовало недостаток хлеба и других сельскохозяйственных продуктов. Гружёные смолою, дёгтем, кузнечным углем фурманки с лесных районов пробивались на Слутчину, чтоб обменять свой продукт на хлеб.
Каждую неделю в воскресенье в Слуцке происходил «кiрмаш». Разнообразность товарного ассортимента, большой его выбор притягивали на «кiрмаш» много людей, часто не имеющих намерения что-нибудь купить.Обычно в это времяв балаганах выступали комедианты, ставила спектакли труппа бродячих актёров, иногда приезжал передвижной цирк, цыгане водили медведей, потешая публику разными фокусами. Всё это вносило новизну и разнообразие в жизнь горожан. Потому на «кiрмаш» люди приходили не только за покупками, но и для забав, обмена новостями.Это была яркая галерея разнообразных характеров, типажей, костюмов и бытовых подробностей.
Базар притягивал к себе шарманщиков, нищих, фокусников, бродячих сапожников, уличных парикмахеров, писцов. Рыночная толпа производила много шума.На рынке нанимали для разовых работ маляров, грузчиков, землекопов, стекольщиков. Продавали коней, птиц, собак.
Торговля происходила на площади в центре города. Площадь редко вмещала все фурманки. Кто опоздал, ставил свой воз на обочине улиц, которые расходились от площади во все стороны. С лесных деревень привозились кадушки, вёдра, ушаты, корыта, лохани, разрисованные сундуки для хранения нарядов девушек на выданье. С возов женщины продавали богатые и вкусные изделия слуцкой земли: масло фунтами и фасками, вкусно приготовленные белые сыры, сухие и подвяленные, свежие, мало просоленные с добавками сметаны. Солёное и свежее сало, шинки и колбасы. На возах были свежие яйца, куры, шерсть, полотно, сухофрукты. Осенью, как говорят, возы трещали от ароматного мёда, чистого, как утренняя роса, и свежего, ещё в сотах, на которыхползают пчёлы, а также от овощей и фруктов.
Но больше всего слутчане гордились своей чудесной слуцкой берой (сорт груши), о которой ходят легенды, а история её появления до сих пор окутана тайной. Сохранились свидетельства путешественников, которые отмечали, что при подъезде к Слуцку воздух наполнял прекрасный аромат слуцкой беры. В конце сентября, когда наступал период съёмной зрелости, многочисленные конные обозы с грушами вытягивались на всём протяжении от Слуцка до Минска. Уже оттуда знаменитая груша попадала в Петербург и Москву, где очень ценилась. Любопытную историю приводит В.Будимер в своём очерке «Слутчина»: во фруктовом магазине на Невском проспекте в Петербурге слуцкие берыстоили в два раза дороже, чем лучшие сорта крымских груш. Согласно статистическим сведениям ещё до первой мировой войны со Слутчины вывозилось фруктов больше, чем на 25 000 золотых рублей.
Всё это изобилие товарапродавалось и покупалось без спешки, так как покупатели знали, что товара хватит, его не расхватают. Продавец также знал, что на его доброкачественный товар найдётся покупатель. Торговля шла бойко и оживлённо. Только уже под вечер люди выглядели более весёлыми, подкрепившись чаркой. Удача и риск, удовлетворение материальных потребностей и просто человеческие отношения – вот основные составляющие слуцкого «кiрмаша».